[28.12.2009] Кто действительно разжигает межконфессиональную рознь?

Продолжается уголовное преследование Светланы Юрьевны Шестаковой, преподавателя Тюменского государственного университета и сотрудника миссионерского отдела Тюменского благочиния Тобольско-Тюменской епархии РПЦ (МП), специалиста в области сектоведения, находящейся на данный момент в декретном отпуске. Ей вменяется в вину то, что в лекции по сектоведению, прочитанной 18 апреля 2008 г. в помещении при Крестовоздвиженском храме г. Тюмени для аудитории, желающей изучать учение Православной церкви по тематике лекции, людей предположительно православного вероисповедания, она «высказывала радикальные взгляды в отношении других религий».

8 декабря 2009 г. шестью действительными слушателями лекции в прокуратуру Тюменской области было подано заявление с просьбой принять меры в отношении лиц, устроивших травлю в СМИ и инициировавших на основании скомпилированных материалов уголовное преследование Светланы Юрьевны Шестаковой. Публикуем их заявление.

Прокурору Тюменской области Владимирову В.А.
Копия: Заместителю генерального прокурора по Уральскому федеральному округу Золотову Ю.М.
620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, д.3, т. 8(343)3598505
Копия: Генеральному прокурору Российской Федерации Чайка Ю.Я.
125993, ГСП-3, Россия, Москва, ул. Б.Дмитровка, 15а
Копия: Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
г. Москва, Кремль

18.04.2008 г. в помещении душепопечительского центра при Кресто-Воздвиженско-Никольском храме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Луначарского, 1, нами была прослушана лекция Шестаковой Светланы Юрьевны на тему: «Реформация и основные течения в протестантизме. Влияние оккультных и деструктивных явлений на общество». Насколько нам известно, данная лекция предназначалась для закрытой аудитории согласно списочному составу слушателей курсов, желающих узнать учение Православной церкви по тематике лекции, людей предположительно православного вероисповедания. Действительно, мы, а также практически все слушатели лекции из списочного состава являются людьми православного вероисповедания. Таким образом, лекция носила сугубо конфессиональный характер и была направлена на изложение учения Православной Церкви по тематике лекции.

Все, что сообщалось на лекции, содержится в Священном Предании и вероучении Православной Церкви, соответствует православной традиции или основано на специализированных научных религиоведческих источниках. Изъяснение Священного Предания и учения Православной Церкви в православной аудитории не может расцениваться как «разжигание межрелигиозной розни», в противном случае в «разжигании межрелигиозной розни» придется обвинить всю Православную Церковь, Библию и Святых Отцов Церкви. Кроме того, говоря о различиях в вероучениях разных религий, лектор делала многочисленные смягчения, оговорки, разъяснения. Например, о том, что надо знать истинное положение вещей, но при этом вести диалог с разумением, что не всегда уместно озвучивать публично те знания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию в обществе. Лектор обращала особое внимание на необходимость любви ко всем людям, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Вообще, вся лекция была прочитана в духе мира и любви к людям. В качестве примера, мы можем привести следующие цитаты данной лекции:

«...Любить человека, любого: католика, не католика, мусульманина, атеиста - это христианская задача...

...Что дальше говорится (Феодосием Печерским) по отношению к человеку: «Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого, или голодного, или в беду попавшего, будь то жид, или турок, или латинянин, ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишён будешь награды у Бога..

...Во-первых, это вопрос не национальности. Вот как вам нужно правильно с любовью к человеку это говорить...

...Они (мусульмане) живут действительно благочестно во многих аспектах: растят детей, не блудят, абортов не делают... у них много чему можно поучиться: то, как они заповедь почитания родителей соблюдают, почитание старших... такие удивительные качества в каждой национальности есть, чудные стороны какие-то, задатки, свои дары...

....Надо следить за языком в этом отношении и восприятии, и любить каждого, потому что каждый - это... никто от дьявола не произошёл, все от Бога произошли. Как Господь ведёт - не нашего ума дело...».

После прослушивания лекции у нас и других слушателей, с кем нам пришлось общаться, ни в коей мере не возникло никаких негативных, тем более агрессивных эмоций и настроений в отношении представителей других религий.

После прочтения указанной лекции неизвестные лица разместили на различных сайтах в сети Интернет распечатку этой лекции в искаженном виде, вырывая отдельные фразы из контекста и компилируя их по своему усмотрению, искажая тем самым целостно-смысловой контекст отдельных предложений и лекции в целом.

Неизвестные лица, опубликовав данную лекцию в искаженном виде, с акцентуацией внимания на принципиальных разногласиях различных религий (которые объективно существуют), осуществляют «травлю» неугодного лектора, нарушая принцип свободы слова, совести и вероисповедания, т.к., все, что было сказано на лекции, соответствует учению Православной Церкви и содержится в научной религиоведческой литературе. Таким образом, неизвестные лица с использованием средств массовой информации пытаются разжечь ненависть и вражду между представителями различных религий. По нашему мнению, именно в действиях данных лиц содержатся признаки преступления, предусмотренного ст.282 УК РФ.

Насколько нам известно, первая публикация с клеветнической расшифровкой лекции С.Ю. Шестаковой появилась на интернет-сайте Славянского Правового Центра 11 Июня 2008 см: http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1901. Именно в этой публикации совершенно голословно утверждается, что отдельные фрагменты лекции представляли собой «руководство к действию в отношениях с иудеями и евреями вообще». Как действительные слушатели лекции заявляем, что никаких призывов и «руководства к действию в отношении иудеев и евреев» в лекции не было. Данные заявления в интернет-публикациях являются грубой клеветой, унижающей честь и достоинство Шестаковой С.Ю.

На исламском интернет-сайте http://www.islamnews.ru 20.08.2008 была размещена статья Анатолия Пчелинцева под провокационным заголовком «Если бы Шестакова была мусульманкой, на нее давно надели наручники». См. Приложение 2 или http://www.islamnews.ru/news-13870.html. После публикации этой провокационной и разжигающей статьи мы, а также близкие Шестаковой С.Ю., весьма обеспокоены ее безопасностью, особенно в последнее время, если принять во внимание активизацию действительно экстремистских сил в обществе.

В ряде публикаций в отношении Шестаковой С.Ю. были допущены оскорбительные высказывания и сравнения. См. http://religion.ng.ru/people/2008-09-03/5_tumen.html.

Травля неугодного лектора приняла международный характер. Данная лекция была упомянута в «Ежегодном докладе Государственного департамента США о свободе вероисповедания за 2008 год». Причем в этом документе голословно утверждается, что лекция была прочитана «на курсах «Основы религиозных знаний», что не соответствует действительности. См: http://russian.moscow.usembassy.gov/irf2008.html.

И все это на основе искаженной расшифровки. Вот что говорится об этой расшифровке в статье Шестакова К.А., действительно, как и мы, присутствовавшего на лекции: «Судить о содержании лекции по тем гнусным надерганным и нарезанным расшифровкам и публикациям, которыми кишит интернет и пресса - наивность, доходящая до глупости или сознательное предательство. Что можно сделать с четырехчасовой лекцией, сперва, тайком записав ее как минимум на 2 диктофона с паузами и остановками, похоже, не брезгуя и монтажом, а потом "расшифровав" с огромным количеством в т.ч. и орфографических ошибок (приписанных лектору) и сознательных искажений? В некоторых случаях реплики слушателей или цитаты из учебников приписывались лектору, в некоторых - старательный расшифровщик додумывал, что было плохо слышно на записи, демонстрируя при этом свой невысокий образовательный уровень, в некоторых местах многоточие (три точки) заменяют несколько минут, а слова, сказанные через это время клеятся к предыдущим, иногда слова, сказанные о православных, преподносятся как слова, сказанные о католиках и т.д. и т.п. Фонографическая экспертиза записи с использованием специальных технических средств на предмет монтажа в ходе следствия так и не была проведена, несмотря на ходатайство со стороны защиты». См. http://rusk.ru/analitika/2009/11/27/kto_lyubit_mir_v_tom_net_lyubvi_otchej/

Одним из людей, записывавших лекцию и не являющихся слушателями курсов согласно списочному составу был Мальцев Ярослав Владимирович. Надо полагать, что с его подачи запись лекции в том виде, в котором она предстала в сети Интернет и была смонтирована. С суждениями автора статьи относительно соответствия интернет-расшифровок действительному содержанию лекции мы можем согласиться в полной мере. Полагаем, что следствие под руководством следователя Вамбольдта Е.Н. грубейшим образом нарушило право на защиту Шестаковой С.Ю., даже не проверив этот вопрос. Хотя если бы была проведена подобная экспертиза, которая установила бы, что запись подвергалась техническому воздействию, перезаписи и монтажу, то вопрос виновности Шестаковой С.Ю. полностью бы отпал. Тем более, что мы, действительные слушатели этой лекции, прекрасно помним, что никаких призывов к разжиганию межконфессиональной розни в лекции не было и быть не могло.

Также в публикации Шестакова К.А. вполне резонно, по нашему мнению, ставится очевидный вопрос: «кто действительно разжигает межконфессиональную рознь: Светлана Юрьевна, в ходе богословской религиоведческой лекции естественным образом упомянувшая противоречия в вероучениях различных конфессий на внутриконфессиональную православную аудиторию, состоящую из 35-40 человек или те, кто уже более года муссирует эти противоречия в СМИ, смакуя наиболее острые словосочетания, вставляя провокационные комментарии, используя при этом искаженные скомпилированные материалы, не брезгуя и откровенной пропагандистской клеветой в стиле черного политпиара?»

В связи с вышеизложенным, просим привлечь к уголовной ответственности за разжигание межконфессиональной розни Мальцева Ярослава Владимировича, Пчелинцева Анатолия и иных лиц, предпринявших серьезные усилия по искажению целостно-смыслового контекста лекции и тиражированию искаженных материалов в средствах массовой информации.

Установить и привлечь к ответственности всех лиц, возбуждающих ненависть и вражду по признакам отношения к религии путем размещения в средствах массовой информации распечатки лекции в искаженном виде, прочитанной Шестаковой С.Ю. 18.04.2008 г.

Русская линия