Коммерческие культы

Коммерческий культ - деструктивный культ без выраженной религиозной направленности, но со всеми остальными характерными признаками и чертами деструктивного культа.

К адептам коммерческих культов можно с уверенностью отнести агентов таких фирм, как "Гербалайф" ("Термоджетикс" и пр.), "Цептер".

Характерные признаки коммерческого культа:

  • чрезмерная необоснованная закрытость фирмы: фирма активно работает, но при этом старается быть "невидимой";
  • отсутствует открытая реклама продукции фирмы;
  • сеть дилеров фирмы построена аналогично сети распространения наркотиков, в обоих случаях распространение продукта фирмы идет из рук в руки и за наличные;
  • жесткая градация персонала фирмы по уровням посвященности в объективную информацию о фирме и ее целях;
  • неординарные формы заключения контрактов фирмы со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения;
  • при этом фирма организована по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся само руководство фирмы и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, а низовые структуры получают весьма ограниченные доходы;
  • применение техник контроля сознания для создания у сотрудников фирмы "культового менталитета" и формирование в той или иной форме убеждения, что "цели оправдывают средства", и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;
  • имеет все характерные черты психологически-терапевтических культов самопомощи;
  • активный прозелитизм сотрудников фирмы: наличие в фирме штата сотрудников, зарплату которым платят не за количество проданного продукта, а за количество "обученных", то есть за количество вовлеченных, завербованных;
  • обманная вербовка новых сотрудников;
  • активная пропаганда культа личности основателя (руководителя) фирмы;
  • провозглашение особой мудрости основателя (руководителя) фирмы и требование беспрекословного признания его власти и привилегий;
  • сокрытие истинных целей: меркантильные цели скрываются за ширмой распространения методов похудания, приобщения к здоровью и прочих благих целей;
  • фирма стремится работать лишь за границей при наличии в своей стране своего широкого внутреннего рынка сбыта продукции фирмы;
  • сокрытие истинных последствий своей деятельности: создатели (основатели) фирмы не имеют соответствующего образования в той области, где они "совершили революционный переворот в технологии";
  • продукт в действительности не обладает рекламируемыми качествами или вообще не является тем, чем его представляют;
  • при рекламе продукта фирмы активно используются ложь, недомолвки, иносказания;
  • отрицание продавцами необходимости профессионального медицинского контроля за ходом "лечения" продуктом фирмы.

Гербалайф (Herbalife)

Коммерческий культ без выраженной религиозной направленности, но со всеми остальными характерными чертами деструктивного культа. Фирма стремится работать лишь за границей, хотя в США имеется свой внутренний рынок, свои экологически неблагополучные районы.

Цептер (Zepter)

Деструктивный культ без выраженной религиозной направленности, но со всеми остальными характерными признаками и чертами деструктивного культа.