Секты как проблема патриотического воспитания

    Нередко звучит вопрос: кто чаще всего попадает в секты - молодежь, пожилые люди? На это отвечает бывший сайентолог: «Мы никогда не обращались к больным, беднякам, отбросам общества. У них - больной дух и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься позже. (Здесь необходимо уточнить, что по учению Сайентологии 2,5% человечества больно и проблемы в обществе из - за них, а следовательно проблемная группа должна быть уничтожена ради блага остальных. Прим. авт.) Прежде всего, следовало набрать энергичных людей». Безусловно, большинство сект предпочитает вербовать молодых людей. Они находятся на распутье. Переход от детства к взрослой жизни часто бывает сопряжен со стрессовыми ситуациями, которые  делают людей  более внушаемыми. И сектанты тут как тут. Много молодежи приезжают на учебу и работу из деревень, других городов, у них отсутствует жизненный опыт, они теряются в большом городе, и сектанты без особого труда затаскивают их в секту. Кроме того, с молодыми людьми всегда легче работать: они здоровы, у них хорошая работоспособность, высокая самоотдача. Этого достаточно для того, чтобы зарабатывать лидерам сект деньги и вербовать в свои ряды все новых и новых членов.

    Новые религиозные и псевдорелигиозные культы устремились на предприятия, в вузы, школы. Им был дан «зеленый свет», предоставлен режим наибольшего благоприятствования. При этом не изучаются результаты их деятельности за рубежом, история отношений этих объединений и их лидеров с законом в странах про-
исхождения, серьезно не рассматривались цели и формы практикуемых ими воздействий на людей. Результаты такой «религиозной свободы» не замедлили сказаться. Возникли конфликты в образовательных учреждениях. Родители детей, вовлеченных в секты, забили тревогу. Появилось множество публикаций о трагических и даже криминальных последствиях увлечения «нетрадиционной духовностью».

    Ныне проблема проникновения деструктивных религиозных объединений, учений, сект в систему образования остается актуальной. К сожалению, некоторые педагоги переносят свое личное увлечение оккультно-мистическими предметами - астрологией, кабалистикой, экстрасенсорикой, оккультизмом и тому подобным в учебный процесс, пытаются формировать у учащихся оккультно-религиозное мировоззрение. К примеру, с помощью «Инновационных программ» основателя психосекты «Синтон» «психолога» Н.И. Козлова делается попытка сделать «новый шаг» в идеологии воспитания. Николай Иванович на одном из своих многочисленных тренингов, например, под названием «авария на подводной лодке» учит молодых людей: «Правильный выход из критической ситуации - «спасись любой ценой, дави слабого». Не будем гадать, что принесут обществу люди, воспитанные идеями Козлова.

    Появляются все новые и новые фантастические программы «оздоровления», «психического совершенствования», «эстетического развития» и так далее на основе учений новых религиозных культов. Их использование в светских образовательных учреждениях не только нарушает законодательство о религии и школе. Результатом проникновения деструктивных культов становятся конфликты в педагогических коллективах, возникают проблемы в отношениях педагогов с родителями, ставится под угрозу учебный процесс. А главное - углубляется отрыв детей от ценностей национальной культуры. Разрушению подвергается национальная ментальность, историческое сознание, гражданственность и патриотизм. Дети, вовлекаемые в секты, становятся «своими среди чужих и чужими среди своих», духовно отрываются от семьи, народа, государства, буквально «выпадают» из общества.

    Практически все секты, прибывшие из-за рубежа, проповедуют антипатриотизм. О каких патриотических чувствах может идти речь если, например, в секте корейского лжепророка и «императора всей вселенной» Сан Мен Муна, члены клянутся в верности своему «истинному Отечеству» Корее.

    Мун отрицает всякий патриотизм, любовь к Родине и своему народу. В частности он пишет: «Ни один народ не может искренне смотреть на свою историю без чувства глубокого стыда за несправедливость и преступления своих предков». Таким образом, у муниста не может быть ни своего народа, который следовало бы любить, ни своей истории, которой можно было бы гордиться. Все это (по учению Муна) - ложь, стыд и позор, только «истинные родители», то есть сам Мун, его жена, а также другие члены секты являются родными для муниста. Интересно, за кого и как будет воевать вооруженный такой идеологией солдат-мунист?

    Впрочем, для Муна, а следовательно и его последователей есть и вторая страна, достойная уважения и защиты кроме Кореи, это США. Вот что он пишет о них: «Корея - это страна, которую подготовил Бог... Корейский народ стал существом, выращенным так, чтобы быть объектом Божиим. Трудно найти в мире народ, равный описанному». Что касается США, то Мун считает его население избранным народом. «Истинные родители» желают породить в Америке новую расу, «скрещивая своих безгрешных детей» с избранными последователями. Именно Америка, по учению Муна, должна построить «Царство Божие» на земле.

    Верховные Учители Международного общества сознания Кришны вещают: «Поскольку у человеческого общества отсутствует голова, безумные люди, не являющиеся брахманами, ведут мир к мученическому саморазрушению... До тех пор пока во главе человечества не встанут брахманы, до тех пор не будет ни мира, ни счастья, ни удовольствия». (Концепция нового общества и государства «Варнашрама - манифест социального душевного здравия»).

    Для многих тоталитарных режимов неотъемлемая часть «идеального общества» - это образ врага. Международное общество сознания Кришны называет своих врагов «демонами»: «В этом мире живут три рода людей: богоизбранные, демоны и невиновные. Богоизбранные заняли свое место в служении Высшему. Демоны активно работают над тем, чтобы истребить любое знание о Боге. Невиновные образуют стадо, которое идет за тем, кто стоит во главе общества» (там же с. 158).

    Характерно снятие ответственности с кришнаита за любое преступление, в том числе и за убийство, совершенное во имя целей кришнаитского движения.

    «Любой человек, действующий в сознании Кришны, даже убивая, не совершает убийства, как и не затрагивается он последствиями такого поступка» («Бхагавад-Гита как она есть»: гл.18, комментарий к тексту 17).

    Членство в секте оправдывает любые преступления: «Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником» (там же гл.9, текст 30).

    «Отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего... - все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество» (там же гл. 13, тексты 8-12).

    «Как правило, люди привязаны к различным внешним обозначениям.... связанным с семьей, обществом, страной.... Пока человек привязан к этим обозначениям, он считается материально загрязненным» («Шримад Бхагаватам» песнь 1, ч. 1,2 (гл. 15, комментарий к тексту 40)).

    «Привязанность к семье до самого конца жизни - это самая последняя степень деградации человека» (там же гл. 13, комментарий к тексту 24).

    Понятно, что в традициях некоторых индуистских религиозных течений был уход человека в отречение от мирских дел, когда он уже вырастил детей и передал жену на попечение старшему сыну, но Индия - это еще не весь мир, и подобные традиции отнюдь не свойственны культуре России, Европы, да и подавляющего большинства стран мира. Поэтому называть отказ последовать их рекомендациям «самой последней степенью деградации человека» - по меньшей мере, неэтично. Напомню, что цитируемые произведения являются вероучительными книгами для кришнаитов всего мира, и нигде в них не указано, что подобного рода формулировки относятся лишь к индийскому народу или последователям Кришны.

    Другой пример. Один из авторитетных «лидеров-пасторов» весьма раскрученной на сегодня секты неопятидесятников, которая входит в состав РОСХВЕ, А. Ледяев учит: «Отечество очень специфическая территория, на которой действуют свои законы. Отечество существует по законам толпы, где основное правило - не высовывайся. Вы представляете, что такое Отечество? Это - страшное состояние, это страшная беда, если мы не преодолеем этот синдром толпы, вот этот синдром своего Отечества. Берегитесь оказаться жертвой отечественной веры!... Прорывайтесь сквозь заслон родственных бесов. Прорывайтесь сквозь родственные заслоны этих бесовских сил».
Другой лидер подобной секты неопятидесятников - Иванник проповедует: «Нас невозможно остановить! Чем эта страна слабее, тем «церковь» сильнее.

    Чем страна беднее, тем «церковь» богатее. Мне нравится это время!» Не лишним будет заметить, что «церковью» именуется тоталитарная секта.

    В секте «Свидетели Иеговы» запрещено почитание отечественного флага и гимна, запрещено участвовать в голосовании и отмечать государственные праздники. Молодой русский парень уже не идет в армию. Не считает себя русским. Родина его - в Бруклине. В свете подобного сектантского воспитания становится понятно, почему, по словам госсекретаря США Мадлен Олбрайт «правительство США заинтересовано в том, чтобы американская секта «Свидетелей Иеговы» свободно действовала на территории нашего государства».

    Пока молодые люди в силах, пока они могут что-то дать секте, труд их служит только дальнейшему расширению этого страшного спрута... А потом их выкинут на улицу. Ведь секты - это большая мясорубка, оставляющая после себя раздавленные судьбы и размолотые души.

    В заявлении прокурора отдела по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях Генпрокуратуры РФ Виктора Наварнова подтверждается разрушительное воздействие сект на семьи: «В результате проведенных исследований установлено, что вовлечение молодых людей в асоциальные религиозные группы приводит к разрушению семейных отношений, тормозит их психическое и социальное развитие, деформирует структуру личности и требует специальной психологической и социальной коррекции».

    Информационный материал Минздравмедпрома РФ «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» за 1996 год содержит данные по разрушительному влиянию деструктивных религиозных организаций на семьи их адептов.

    Секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности), микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива), макросоциальном (уровне всего общества).

    По некоторым данным, в различные культовые новообразования уже вовлечено от 3 до 5 миллионов человек, 70 % из них молодежь от 18 до 27 лет; 80 процентов адептов - с высшим и средним образованием; студенты - около 1 миллиона человек, из них 25-30 % бросили учебу. Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в секту. (Аналитический вестник, № 4. Федеральное собрание - парламент Российской Федерации. Государственная Дума. Аналитическое управление. 1996.)

    «Почему же государство ничего не предпринимает в отношении тоталитарных сект?» - вот какой вопрос следует задать нашим депутатам. Какие-то шаги все-таки предпринимаются, но они настолько не уверенные!... Вопреки расхожему мнению о безграничной веротерпимости в Европе, отношение там к сектам более жесткое. В Германии и Франции существуют государственные органы, представители которых следят за деятельностью тоталитарных сект, постоянно информируют население о деструктивных культах, читают лекции в школах, выпускают листовки и буклеты о разрушительном характере сект. Периодически организуются парламентские комиссии, которые проводят расследования по поводу тех или иных действий сектантов, идущих в разрез с законом.

    Наше государство, объявив себя «вне религии», полностью самоустранилось от контроля качества «духовной пищи», свободно распространяемой в стране. В России этой проблемой занимается, к сожалению, не государство, а Православная Церковь. Да, наша Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от общества. Поэтому все, что волнует общество, волнует и Церковь. И Церковь вынуждена откликнуться на эту боль. Хотя, по большому счету, она занимается не своим делом. Это дело государственной власти. Но я уверен, что рано или поздно у нас появятся соответствующие законы, которые будут эффективно препятствовать распространению сект в нашей стране.

    Государство может регулировать процесс развития сектантства, создавая условия для всестороннего развития личности, главной ценностью которого является духовная составляющая. Педагогика и воспитание без нравственности прививает цинизм и беспринципность, по словам Ивана Ильина, ведет «только к изворотливости во зле».

    Было бы отрадно надеяться на здравый смысл, который подвигнул бы наших чиновников серьезно подумать о концепции национального и общегуманитарного образования. Необходимо вводить преподавание традиционных религий в учебных заведениях, как это записано в п. 1 «Дополнительного протокола» Европейской Конвенции о правах человека.

    Незнание, непонимание своей духовной традиции, религиозное невежество, по сути, лишают молодого человека свободы выбора. Свободным ведь может быть только осознанный выбор.

Доклад настоятеля собора святого князя Александра Невского
протоиерея Александра Новопашина
на сибирском региональном семинаре
"Патриотическое воспитание молодёжи"