Интервью с пастором Томасом Гандоу “Нужна проповедь национальных христианских традиций”

Пастор Томас Гандоу любезно согласился рассказать корреспонденту Православного слова” о том, какие секты сейчас существуют в Берлине, сколько человек они насчитывают и какие социальные группы охватывают.

    - Активность таких групп в Германии в настоящее время не так высока, как в бывших странах социалистического лагеря. Самая большая секта — это “Свидетели Иеговы”, также активно работают мормоны (в Восточной части Германии 8000 мормонов), в общей сложности 360 миссионерских обществ из США. Миссионеров, “поработавших” год или два, сменяют новые; таким образом, их деятельность не прекращается. Сектанты исходят из пропорции 36 миссионеров на 8000 прихожан и работают полный рабочий день. У них здесь нет своих людей, нет друзей или родных, и, приезжая из-за границы, они основывают свои религии в полностью чужеродной среде путем оказания колоссального давления на мозги своих клиентов.

    Есть секты чисто местного, немецкого происхождения. Мы, конечно, отнюдь ими не гордимся. Имеется одна спиритическая группа, именующая себя “Иоганновской церковью”; они утверждают, что якобы в Библии есть упоминание о них. Эти люди занимаются спиритизмом: вызывают духов королей, политиков (особенно Бисмарка)...

    В Германии распространилась и так называемая “Новоапостольская церковь”. “Иоганновская церковь” насчитывает 3000 членов, “Новоапостольская” — 400 тыс. Все секты в совокупности, какие только наличествуют в Германии, объединяют менее 5 процентов населения. Достигнув уровня один сектант на 450 тыс. жителей, они обычно не растут дальше. Но это не означает, что они не представляют собою проблемы. Они состоят из психологически уязвимых людей. Определенный, весьма значительный процент населения можно вовлечь исходя из следующих условий: если у вас как лидера секты будет большое количество миссионеров, которые будут давить на людей, и есть определенные качества вербовки, подразумевающие определенное количество времени и определенное число миссионеров. И это зависит также от того, насколько человек уязвим и управляем.

    Дело обстоит так, что не только духовно больные люди попадают в секты. Ведь эти группы стараются, как сказано в Библии, если возможно, прельстить даже избранных. И тут наибольшим образом отличаются “Свидетели Иеговы”. Их можно видеть повсюду. Также активно действуют члены “Новоапостольской церкви”. Я бы включил “Свидетелей Иеговы” в число деструктивных культов. Такие культы идут в Германию также из Индии и из США — я имею в виду сайентологию.

    Уже давно подобные группы обосновались в Западном Берлине. Много народу стремилось попасть в Западный Берлин из ГДР, поскольку в этой части западного мира посреди коммунистического государства не было военной службы и располагались два крупнейших университета. После постройки Стены ситуация стала нестабильной. С 60-х годов появилось много молодежи, носившей длинные волосы, курившей гашиш. Западный Берлин был похож на Амстердам, Сан-Франциско, а может, и на Катманду и еще невесть на что. В то время возникли многие альтернативные секты и религии.

    Было два крупных аэродрома, которые являлись центрами приема различных миссионеров: Гегель и Шенефельд. Из Шенефельда осуществлялись недорогие перелеты в Индию. Хиппи устремлялись туда, где и набирались учений разных гуру, так что скоро возникло большое многообразие сект и культов, пусть даже и малочисленных. Они были, как правило, многонациональны. Один социолог сказал, что эти группы — места быстрой социализации. Мы могли бы добавить, что это также места быстрого изменения сознания. Когда Стена пала, пошла унификация в западном духе, и эти секты очень - очень быстро распространились в Восточном Берлине и всей Восточной Германии. У нас в Берлине было множество всевозможных оккультных “вождей”. Это можно сравнить с армией, где много офицеров, но мало солдат. И вот теперь эти “офицеры” - гуру вышли за пределы Берлина и стали искать последователей там, где никогда не слыхали о сайентологии или йоге. Если вы мало знаете или не знаете ничего, то, конечно же, попадетесь на крючок, а если много знаете, то еще подумаете!

    Поскольку мы сейчас принадлежим к западному миру, то люди хотят тоже это все попробовать, потому что, скажем, многие телезвезды в это вовлечены.

    А как рекрутируются миссионеры и “гуру”? Если вы были в прошлом партийным или комсомольским функционером, а сейчас уже наступил капитализм и нужно становиться бизнесменом, а вы привыкли командовать и получать за это льготы, то как тут быть? Разумеется, лучше всего свои навыки применить при создании нового псевдорелигиозного учения и, конечно же, возглавить его.

    Кто же идет в секты? В секты идут люди, не имеющие самоидентификации, чужаки. Это, как правило, иностранцы, натурализующиеся в немецких граждан, или иногородние (в некоторых городах Германии вы не имеете права жить, если там не родились). Совершенно естественно, что вы ищете альтернативного общения и идете за Раджнишем или становитесь сайентологом. И вы уже имеете какое-то самоотождествление. Добропорядочный бюргер обычно рассуждает так: ага, этот парень из сайентологии, раз он туда попал, значит у него не все в порядке, мы не идем в эту ловушку! Но это зависит от того, насколько человек податлив, могут втянуться и вполне респектабельные люди. Если же человек представляет собою нормальную, стабильную личность, то у него просто не будет мотивации для вступления в секту.

    Чтобы вовлечь, например, фермера из Баварии, сектантам нужно приложить массу усилий. А вот втянуть в секту студента очень легко.

    Итак, если рассматривать с точки зрения численности, то секты — это меньшинство. К этому меньшинству относятся люди уязвимые и психологически нестабильные, у которых имеются проблемы преимущественно социального характера. В этом смысле молодежь — группа наиболее податливая, хотя в принципе человек любого возраста может попасть в секту. Вербовкой сектанты занимаются в местах наибольшего скопления молодых студентов: в университетах, на вокзалах (станциях), автостоянках. На своих “лекциях” миссионеры играют на интересах студентов — предлагают дать им возможность проявить себя, поощряют их (например, поездкой в другие страны). Итог известен: молодую энергию сектанты используют в своих целях, кроме того, и прибыль имеют: например, иеговисты в год получают с каждого члена 50 тыс. немецких марок. Как молодые люди в 20 лет находят 50 тысяч марок в казну секты?! Совершенно ясно, что они достают эти деньги криминальным способом или же занимают у родителей, родственников, друзей... В Японии такие группы называют “культами домохозяек”, потому что не так часто женщины, вышедшие замуж, имеют работу, социальные контакты; поэтому - то они и вступают “от скуки” в эти группы. Они оказались в той же ситуации, что и первокурсники, им тоже понадобилась новая ориентация. Я не думаю, что человек, твердо идущий по жизненному пути, пойдет в такие организации. Вы подвержены влиянию ситуации социальных изменений, поэтому-то секты вас одолевают сильнее всего.

    Один из способов широкого противостояния сектам — это проповедь национальных традиций и, в первую очередь, традиционного христианства. Мартин Лютер — это человек, который осуществил перевод Библии на немецкий язык и, можно сказать, создал единый немецкий народ. Очень обидно, что у нас в Германии сложилась ситуация, когда стоит тебе сказать: “я горжусь тем, что я немец”, — как тут же тебя обвиняют в нацизме! Современная обстановка с сектами порождена во многом унифицирующим заокеанским образом жизни, не имеющим ничего общего с немецкой культурой и традиционной немецкой христианской религиозностью.