Интервью с пастором Рюдигером Хаутом: “Я сознательно избрал путь борьбы с сектами”

Рюдигер Г. Хаут, доктор теологии из Вестфалии (ФРГ), около 30 лет посвятил изучению “изнутри” различных тоталитарных культов. После выступлений на конференции господин Хаут дал небольшое интервью корреспонденту газеты Братства св. Александра Невского “Православное слово”.

    - Господин Хаут, расскажите, что привело Вас к пастырскому служению?

    - У меня есть хороший друг, он пастор. Когда-то он преподал мне науку обращения с людьми. И я решил последовать его примеру. Я принял сан, когда мне было 20 лет.

    - Господин Хаут, где Вы получали духовное образование?

    - Я начал изучать древние языки (греческий, еврейский) в Берлине. Потом перевелся в Хабор, затем в Чикаго. Потом я вернулся в Мюнстер (я родом из Вестфалии) и там, в университете, сдавал экзамен. После этого я был один год в общении (пастырское служение) в Бохуме, недалеко от Дортмунда. Затем я был направлен в Лондон, в церковную общину. После этого я вновь вернулся в Мюнстер и сдавал второй экзамен.

    - Когда Вы начали заниматься непосредственно тоталитарными культами, и что Вас к этому привело?

    - Был нужен человек из церковной среды, который мог бы наблюдать тоталитарные секты изнутри. Это было в 1970 году. Я должен был выбрать: служить в общении или пойти на эту агентурную работу в интересах церкви. И я выбрал последнее.

    - Скажите, г. Хаут, с чего начиналась ваша агентурная деятельность? Вы вступили в какую-то секту?

    - О, нет! Вначале я изучал литературу, как сектантскую, так и критическую (антисектантскую). Мормоны, сайентологи, свидетели Иеговы, — все изучалось в оригинале. Это заняло примерно три года. Только после этого я стал налаживать связи.

    - Секта мормонов была первой, в которую Вы вступили?

    - Да, мормоны “напросились” первыми, так как их миссионеры сами нашли меня и предложили пройти курсы английского языка. Это как раз один из тех “крючков”, на которые они ловят людей. Я охотно и усердно занимался с ними, читал на английском языке Книгу Мормона, сдавал в этой школе экзамены. Я хотел бы отметить важное значение информации и в настоящее время. Если ко мне приходит кто-то и заявляет, что у него проблемы с йогой или с теми же мормонами, я ничего не могу сказать, даже если и много читал об этом, но не имею личного опыта. Личный опыт много значит. Йогу надо изучать с гуру, а мормонов — в Солт-Лейк Сити.

    - Солт-Лейк Сити — это мировой центр мормонов. А много их вообще в мире?

    - Да. Около 9 миллионов. И в России около 11 тысяч, как сказал профессор Александр Дворкин.

    Второй областью деятельности “агента” является сбор и передача информации о секте для церкви, общественных организаций и отдельных лиц. У меня часто звонит телефон, и люди спрашивают о сектах. Чаще всего это происходит, когда что-нибудь случается, например самоубийство.

    И третье — это советы, консультативная помощь людям, попавшим в секты, и их родственникам. Обсуждение плана: как мы можем наладить контакты с попавшим в секту и, самое главное, как его оттуда вытащить. Возможности ограничены, но иногда нам это удается.

    - Случалось ли Вам, г. Хаут, испытывать на себе “месть” этих сект за то, что Вы помогаете людям выбраться из их рук?

    - Да. И не один раз. Своего бывшего адепта секта старается поставить “вне закона” и всячески его уничтожить.

    - Существуют ли в законодательстве ФРГ законы, защищающие граждан от экспансии тоталитарных культов?

    - Нет, таких законов не существует. Основой является свобода вероисповедания, статья 4 Конституции, в которой одно положение: свобода исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой) гарантируется законом. Конечно, есть границы, европейский менталитет играет определенную роль в отношении к сектантам. Например, приезжает некто из Гватемалы и говорит: “Я хочу пропагандировать в Германии религию ацтеков и майя”. Ему отвечают; “Пожалуйста”. Но он говорит далее: “Мы должны каждое воскресенье приносить своему богу человеческую жертву”. Естественно, ему этого не разрешают. Или другой собирается исповедовать индуизм, что ему разрешается. Но у индусов есть религиозный обычай сожжения вдов, отправлять который он, конечно, не может. Это и есть та граница, которую сектанты переступать не имеют права, но все, что лежит вне этих границ, все сумасбродные идеи (можно верить в то, что 3 х 3 = 7), все имеет право на существование.

    - Если человек решит покончить с сектой, выйти из нее, как можно помочь ему заполнить духовный вакуум, который у него образуется после этого решительного шага?

    - Следует знать, что из любой секты можно выйти. Но секты осуществляют сильное психологическое давление на своих членов. Запугивают различными способами. Используют материальную зависимость. Человеку очень трудно после сектантского “промывания мозгов”. Особенно, если адепт имел доступ к информации о секте. Нужна помощь, чтобы адаптироваться к нормальному образу жизни, к миру и обществу. Часто им необходимо привыкать даже самостоятельно мыслить и принимать решения.

    - Часто ли после такого тяжелого “духовного” опыта люди обращаются ко Христу?

    - Кто был раньше христианином, сохраняет в подсознании связь с церковью, и после выхода из секты они налаживают связь со своей общиной. Но вот что интересно: из секты “Свидетели Иеговы” почти не возвращаются в церковь. Пропаганда “Свидетелей Иеговы” против церкви настолько сильна и всеобъемлюща, что люди не могут себя внутренне переубедить. Единицы из бывших СвидетелеЙ Иеговы” возвращаются в церковь. Из них мы создаем особые группы, с которыми длительно работаем, занимаемся изучением Библии (настоящим изучением, а не сектантской интерпретацией).

    - Существует ли какой-либо обряд присоединения к церкви блудного сына”?

    - Специального обряда нет. Если член секты был раньше членом церкви, то он просто вновь приходит в церковь и регулярно посещает ее. Покаяния и отпущения грехов у нас не существует. Единственный обряд для членов сатанинских сект — это отречение от Сатаны, которое выходец секты произносит: “Отрекаюсь от тебя, сатана...” — и прочее. Затем над ним читается специальная молитва, после которой Христос становится его личным Спасителем и Защитником.

    - Господин Хаут, часто ли Вам приходилось бывать в России?

    - Последний раз я был 15 лет назад, еще в Советском Союзе. Я был в Москве, Душанбе, Казахстане, в Караганде. Мы посещали немецкие лютеранские и баптистские общины. Мы проповедовали, знакомились с людьми, совершали обряды. Я был также под Москвой в Загорске, в Ленинграде, Таллине, Риге.

    - А в Нижнем Новгороде впервые?

    - Да, в первый раз в Нижнем Новгороде. Я восхищен погодой: у нас такая бывает только в июне. У нас еще очень холодно.

    - Благодарим Вас, господин Хаут, за интересную беседу.