Свидетели Иеговы: квазикоммунистическая идеология под видом религии

    Вчера был поднят вопрос о том, что такое тоталитарные секты. Термин “тоталитарный” заимствован из сферы политической мысли. Все мы знаем – и многие из нас по личному опыту – что такое тоталитарная политическая система.

    Тоталитаризм означает, что организация, находящаяся у власти, пытается контролировать все сферы жизни тех людей, кем она правит. Если я говорю о секте как о тоталитарной организации, это значит, что нет ни одного аспекта жизни завербованного, который бы не контролировался сектой, ее руководством. И в этом смысле “Свидетели Иеговы” - тоталитарная организация.

    В данный момент вообще не существует членов секты “Свидетели Иеговы” - это только “возглашатели”. Даже название “Свидетели Иеговы” уже предполагает активность каждого иеговиста. И вся жизнь в этой организации направлена на подготовку к тому, как стать еше более активным. Где бы вы не находились – всюду вы должны свидетельствовать об Иегове.

    Но есть еще и иной аспект тоталитарных сект. Это – наличие концепции захвата власти в обществе. Я думаю, что у “Свидетелей ...” есть такой подход к обществу в целом. Они думают, что очистят землю и только “Свидетели Иеговы” выживут и ими будет управлять теократическая организация. Поэтому я думаю, что будет совершенно справедливым назвать “Свидетелей ...” тоталитарной организацией.

    Я попробую озвучить еще один подход к характеристике “Свидетелей Иеговы”. Социологи и историки религий проводили специальные исследования о том, какие секты и религиозные группы добиваются успеха в каждом данном обществе. Выводы, к которым они пришли: если религиозная организация хочет добиться успеха, она должна соотносить себя с традицией, имеющейся в данной конкретной стране. Вот вчера о. Димитрий показал сектантский журнал “Пробудитесь” с фотографией православного храма. Это типичный пример попытки сектантов “примазаться” к традиционной религии.

    Или же они говорят, что хотят поговорить с вами о Библии. На самом деле они хотят говорить не о Библии, а о “Сторожевых Башнях”. Но они используют термин “Библия” для того, чтобы проникнуть к вам в дом. Так же и мормоны, когда звонят в дверь, говорят: “У нас тут есть второе свидетельство об Иисусе Христе”. Якобы они хотят рассказать о недавно открытых “свидетельствах” об Иисусе Христе. Но на самом деле, как мы слышали вчера, мормоны уводят человека от классического христианского вероучения. Самое главное для них — это храмовые ритуалы, о которых написано совсем в другой книге, нежели Библия, и которую они вам не покажут. Одним словом, все эти организации проповедуют новую религию, абсолютно чуждую христианству. Тем не менее они все пытаются создать впечатление, что мы имеем некую общую почву.

    Например, у нас в Германии Общество Сознания Кришны терпит полный провал: их учение не органично для Германии. В Японии успехи “Свидетелей Иеговы” и мормонов ничтожны примерно в равной степени, потому что в Японии нет того христианского фона, к которому они могли бы присоединиться и от которого могли бы оттолкнуться.

    В этом смысле бывшие советские страны — хорошее поле для сектантских экспериментов. Какое духовное наследие имеет бывший советский гражданин? Многие из советских людей возвращаются в лоно Православной Церкви, но что же другие, которые формировались в течение нескольких поколений под влиянием государственной коммунистической идеологии? Сегодня практически нет влиятельной группы, пропагандирующей советскую идеологию, — несмотря даже на то, что статуи знаменитых немцев Маркса и Энгельса по-прежнему стоят на ваших улицах. И мы видим, что в посткоммунистических обществах наиболее устойчивы группы, которые проповедуют нечто псевдонаучное. Например, “Наука творческого разума” Махариши, а также те виды псевдонауки, которые пропагандирует Мун, называемые общим понятием мунизма; мунизм, возможно, ближе всего к марксистским историческим аналогиям.

    Оговорюсь: конечно, упоминая о постсоветском мышлении, я говорю прежде всего о тех исследованиях, которые я проводил в бывшей восточной Германии, но это во многом подходит также и к России.

    Итак, есть группа, которая не столь псевдонаучна, а заявляет о себе как о религиозной, но, тем не менее, очень популярна. Это — “Свидетели Иеговы”. Они нашли, как связать их идеи с научным или псевдонаучным мировоззрением, как у сайентологов. Они, конечно, не могут ссылаться на марксизм, на историю. Но что же тогда у них общего с культурным наследием Советского Союза? Я думаю, что это система “образования”, система их учения, где неважно, поняли ли вы или нет — важно, что вы повторили слово в слово то, что вам сказали. Прежде чем рассматривать публикации “Свидетелей Иеговы”, обратите внимание, что на каждой странице в виде сносок есть вопросы. В любом нормальном издании в сносках помещают дополнительные объяснения, здесь же — вопросы, потому что они очень важны. В ходе прохождения подготовительных курсов проповедников “Свидетелей” вам задают эти вопросы, и тогда вы, как послушник, должны сказать, что вы можете дать ответ на них. И если вам достанется какой-либо из этих вопросов, вы должны будете ответить на него в тех словах, что приведены в “Сторожевой Башне”. От бывшего “свидетеля” я слышал, что даже правильный ответ, но немножко иными словами, нежели написано в “Сторожевой Башне”, считается неправильным. Такое формальное сходство очень важно для людей, психологически настроенных на то, чтобы иметь “безопасное” мировоззрение, Не только вы должны уметь ответить на любой вопрос, но и вам дадут “исчерпывающий” ответ на любой вопрос.

    Все вопросы посылаются в местную или центральную штабквартиры “Свидетелей Иеговы”. Например: “Как насчет того, чтобы принять в нашу общину человека, являющегося известным педофилом?” Если ответ положителен, то человек этот должен быть принят безо всяких разговоров. И до тех пор, пока из штаба не придет ответ, никто этот вопрос не затрагивает. Точно так же, покуда “Правда”, скажем, не объясняла советскому читателю, как советское правительство относится к войне между Израилем и Египтом, этот вопрос не обсуждался, по крайней мере публично. Или другой пример: спроси кто-нибудь, что вы думаете насчет союза между Гитлером и Сталиным в 1939 году, — вы бы ответили: “Извините, я по этому поводу "Правду" не читал, поэтому ничего определенного сказать не могу”. Потому что партийная линия может изменяться очень быстро, и поэтому разумнее для советского человека дождаться следующей “Правды”.

    “Свидетели Иеговы” — это система, имеющая во многом те же последствия, что и так называемая система демократического централизма.

    Вы не можете насыпать в чай столько сахара, сколько захотите — сахар просто перестанет растворяться. И есть некая стена, через которую невозможно перепрыгнуть. Эта “стена” образуется, когда численность “Свидетелей Иеговы” возрастает в стране до пропорции один “свидетель” на 400 граждан. То есть, если их численность достигает 0,25 % населения, рост замедляется. У них обычный рост — 3% в год. В Германии — именно такая пропорция. В Белоруссии — 1 иеговист на 4000 человек, и рост составляет более 20 % в год. В Таджикистане — 1 на более чем 20 тыс. человек. Рост — 35 %. В России на данный момент картина такова: 1 иеговист на 1400 нормальных людей. В этом году у них прирост 9 %.

    И во время роста организация делается все более и более влиятельной. Потому что в особенности новообращенные люди сильно стремятся распространить свою новую веру, поскольку в самой-то организации мало что работает — главное, если найдется человек или несколько людей, которые рано или поздно согласятся присоединиться к секте.

    Беспокойство “Свидетели Иеговы” вызывают, разумеется, не только из-за их численности, но и из-за их идеологии. И сейчас я продемонстрирую несколько набросков учения иеговистов, которое бытует у них. Поскольку выступления должны быть очень короткими, надо стремиться к тому, чтобы они были максимально полезными. Поэтому я хочу “упаковать” все учение “Свидетелей Иеговы” в одну-единственную фразу.

    Очень важно, что у “Свидетелей Иеговы” периодически появляется новое просветление, или новое учение о благах Бога. Поэтому все их учения периодически меняются. Одна только вещь никогда не изменяется: это — вера в организацию, в “Сторожевую Башню”, вера в ВИНР — “верную и невыразимую радость”. То, что они верят в свою организацию, — еще одна черта, роднящая их с коммунистической идеологией и режимом. Один из наших не слишком знаменитых поэтов в Германии написал песню, в которой были слова: “Партия всегда права...”

    В 1940 г. в “Сторожевой Башне” было написано, что все люди и все религии, особенно христианство, глубоко заблуждаются. Поэтому на обложке было написано: “Читайте "Сторожевую Башню" — единственную правду о всякой религии”.

    Они сами себя называют “разносчиками”. Они действительно являются таковыми — организацией разносчиков своей печатной продукции. Одно время они даже торговали своими журналами и газетами. “Сторожевую Башню” они, однако, не продают. Они дают журнал даром, если к нему проявлен интерес. Но ведь кто-то должен платить за журнал, чтобы покрыть расходы на его создание. Организация со временем поняла, что платить должны сами разносчики. И они оплачивают журнал из своего кармана.

    И еще: они сейчас не являются организацией, имеющей фиксированное членство. Раньше даже “крещение” иеговистов не означало еще вашего членства в организации. Теперь они утверждают, что все крещенные являются полными членами религиозной общины.

    Итак, в качестве резюме, можно выделить два аспекта, роднящих эту религиозную организацию с тоталитарными политическими организациями:

    1)    настойчивая пропаганда;
    2)    наличие тоталитарного правления внутри организации и стремление распространить на всей Земле свое теократическое правление.

Пастор Томас Гандоу, Берлин, ФРГ